Главная

 Полезные ссылки

 Оформление текста курсовой и диплома

Картинки

 Окна РОСТА

 Советские плакаты

 Российская печатная реклама ХХ в.

 Реклама на подставках для стаканов

 Реклама на визитках

 Ошибки в рекламных текстах

Иллюстрации к темам:

 Египет (открытки)

 Литература Древнего Востока

 Античная литература

 Литература Средневековья

  Европейская новелла Возрождения

 В. Маяковский: рисунки и иллюстрации

Оформление текста курсовой и диплома


Структура работы
Построение логики работы
Язык работы
Плагиат
Введение
Оформление текста работы
Нумерация страниц и титульный лист
Оформление названий глав и параграфов
Оформление сносок
Оформление списка источников
Приложения



 Структура работы

       Начнем с разделов, которые обязательно должны быть и в курсовой и в дипломной работе:
       Титульный лист
       Оглавление
       Введение
       Основная часть
       Заключение
       Список источников
       Приложения (если необходимо)

       NB. В курсовой работе должно быть две главы: например, теоретическая и практическая. В дипломе может быть как две главы, так и три: историческая, теоретическая и практическая.


 Построение логики работы

       Перед тем, как приступать к работе, необходимо сформулировать ее цель и задачи. Это стоит сделать не только потому, что формулировка цели и задач - обязательные составные Введения, но и потому, что так гораздо легче понять, что и как писать в курсовой (дипломной) работе.

       Пример. Работа посвящена особенностям телевизионной рекламы. Цель в этом случае может быть такой: проанализировать основные характеристики телерекламы. Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи (задачи здесь - шаги по достижению цели): дать определение понятия «телевизионная реклама», рассмотреть ее основные виды, охарактеризовать достоинства и недостатки, проанализировать место телерекламы на рекламном рынке.

       Теперь, помня о том, что в работе должно быть две части, на основе сформулированных задач можно легко составить план работы: в первой главе - понятие «телереклама» и характеристика ее видов, во второй - анализ достоинств и недостатков телерекламы и ее места на рынке.

       NB. Не стоит увлекаться слишком большим количеством параграфов: излишняя дробность свидетельствует о поверхностном рассмотрении вопроса. Для главы курсовой вполне достаточно 2-4 параграфов; для главы диплома - 4-6. Хорошо, если и параграфы и главы будут примерно равного объема.

       Каждый параграф, а тем более глава, должны завершаться выводами. В финале работы эти выводы (обязательно перефразированные и развернутые) аккумулируются в Заключении.

       Введение и Заключение лучше писать после того, как основная часть работы будет завершена.


 Язык работы

       Курсовая и дипломная работы - не рассказ и не сочинение. Это исследование, и поэтому писать его следует научным языком. Это значит, что язык должен быть литературным, а «журнализмы», (эмоционально окрашенные выражения вроде: «Ну, сами понимаете») вопросительные и восклицательные предложения, отточия и просторечия недопустимы в принципе. Вместе с тем текст должен быть легким для восприятия: не стоит увлекаться научными терминами и перегружать текст сложными формулировками.

       Нельзя обращаться к читателю напрямую. Выражение типа «Как Вы сами понимаете, реклама эта крайне плоха» подходят лишь для книжек вроде «Как заработать миллион за две минуты». Более того, в научных работах принято, что автор пишет от второго лица: «мы считаем, что…», «на наш взгляд…». Это своего рода неписаное правило. Предполагается, что в таком случае автор выступает от лица научной школы (коллектива, научного направления и т.п.) и это придает его словам больший вес. Но слишком много «мы» способно утомить читателя и поэтому можно разбавить текст безличными конструкциями: «Во второй части работы исследуются…».


 Плагиат

       Использовать текст книг и статей можно лишь в том случае, если он цитируется: т.е. взят в кавычки и дана точная ссылка на источник. Плагиат оскорбляет не только научного руководителя, но и самого автора работы.


 Введение

       Введение - чрезвычайно важная часть, которая обязательно должно содержать следующие разделы:

       Актуальность темы (развернутый вывод о том, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в отрасли недостаточны).

       Степень научной разработанности темы (обзор существующей литературы).

       Объект исследования (т.е. то, что исследуется: объект или явление, порождающее проблемную ситуацию).

       Предмет исследования. Предмет - это то, что в границах научного объекта получает научное объяснение. Пример: объектом может быть радиореклама, а предметом - специфика ее выразительных средств.

       Цель исследования (результат, для достижения которого проводится исследование). Обычно начинается словами «разработать», «обосновать», «выявить». Важно четко сформулировать цель.

       Задачи исследования (ступени на пути по достижению цели). (Начинаются со слов «изучить», «описать», «составить», «выявить»).

       Методы. (В зависимости от специфики исследования: эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение; эмпирическо-теоретические методы - аналогия, абстрагирование, анализ, теоретические методы - метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и др.)

       Структура работы. (Можно сформулировать, например, так: «Логика исследования обусловила структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава 1 посвящена…, Глава 2 рассматривает… В заключении подводятся итоги проведенного исследования и даются практические рекомендации…»)

       Все эти «рубрики» в тексте выделяются: см. пример оформления Введения.

       NB. Объект, предмет и методы исследования формулируются только в Введении к дипломной работе.
       Объем Введения к курсовой работе - 1,5 - 3 стр., к диплому - не менее 3 стр.



 Оформление текста работы

       Текст печатают на одной стороне белой бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman, размер 14, пробел 1,5. Объем курсовой работы - 24-25 страниц, дипломной - 60-80.

       Поля: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм. Выравнивание текста - по ширине. (Принято сдавать курсовую в папке-скоросшивателе, а диплом - в брошюрованном виде.)

       NB. Небрежность в оформлении работы сразу бросается в глаза и сильно снижает впечатление. Наиболее частые ошибки: произвольный размер полей, выравнивание текста по левому краю, отсутствие абзацев (отступа), разный размер тире и тип кавычек, опечатки и ошибки.


 Нумерация страниц

       Первый лист работы - титульный. (См. примеры оформления: титульного листа курсовой работы; титульного листа диплома.)

       Нумерация страниц сквозная, начинается с титульного листа, на котором номер не ставят. Наиболее распространенный вариант размещения номера страницы - сверху посередине. Вторая страница (на ней номер страницы ставят) - Оглавление. Именно оглавление, а не содержание или план. (См. пример оформления Оглавления.) Введение начинается с третьей страницы.


 Оформление названий глав и параграфов

       Каждая глава начинается с новой страницы. На параграфы это правило не распространяется за исключением случаев, когда на странице после названия параграфа помещается меньше четырех строк текста. (См. пример оформления названия главы и параграфа).

       NB. Названия глав и параграфов не должны копировать название работы.
После названия не ставят точку.



 Оформление сносок

       Сноски - обязательный элемент курсовой работы. Даже если студент написал текст самостоятельно и не использовал ни одной книги, он, тем не менее, должен привести цитаты из трудов, близких к теме его работы, с тем, чтобы подтвердить свои высказывания, или опровергнуть какие-либо из существующих мнений.

       Оформлять сноски можно по-разному, но наиболее распространенный (и наиболее удобный для читателя) вариант - сноски, размещаемые внизу страницы. В сноске помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. (См. пример оформления сноски.)

       NB. Для того, чтобы не запутаться, оформлять сноски лучше тогда, когда работа над текстом уже закончена. В черновом варианте удобнее всего указывать источник в тексте рядом с цитатой. Например: …Ф. Котлер отмечал: «Маркетинг - это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ». (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990, с. 598.)… В этом случае даже если текст во время правки будет изменяться, источники цитат не потеряются.


 Оформление списка литературы

       Наиболее оптимальное количество источников для курсовой работы - 10-15, для дипломной - 50-60. (См. пример оформление списка источников.)

       Способы оформления библиографического описания:

Книга одного или более авторов:
       Огилви Д. Откровения рекламного агента. - М.: Сирин, 2001. - 140 с.

Статья из периодики
       Казанцева А. Самый плохой слесарь в стране // Индустрия рекламы. - 2003. - № 6 (32). - С. 32-35.
       Горюнов А. Телереклама зомбирует малышей? // Комсомольская правда. - 2002. - 15 авг.

Как уже упоминалось, в сносках указывается номер цитируемой страницы:
       Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2001, с. 15.

        (Другой способ оформления сноски - в тексте, в квадратных скобках указывается порядковый номер книги из библиографического списка и стр.: [25, с. 40] )

Источники Интернета (обязательно указывается страница целиком и дата посещения сайта):
       Матвейчев О.А. Десять черт современной предвыборной кампании // http://www.matveychev.ru/favor.asp?ida=198 (2 апреля 2004 г.)

Список источников составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

       NB. Вышеуказанный способ библиографического описания книги - один из самых распространенных. Однако существуют и другие варианты. Например: Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. Но какой бы способ описания Вы не выбрали, главное придерживаться одних и тех же правил на протяжении всего текста.


 Приложения

       В случае если в курсовой (дипломе) много таблиц или иллюстраций, то их размещают в Приложениях, а в тексте дают ссылку. Например, так: (Приложение 2). Наличие приложений должно быть оправдано. Это значит, что в тексте следует прокомментировать каждый рисунок или таблицу: размещать их просто «для красоты» не имеет смысла. Также важно правильно оформить приложение и указать его источник. (См. пример оформления Приложения.)


Наверх



Hosted by uCoz